Диагноз: непоседа

— Галина Семеновна, чем гиперактивные дети отличаются от просто непослушных и непоседливых?

До недавнего времени считался «болезнью роста», стартующей в 5-6 лет и исчезающей одновременно с окончанием школы. Сегодня специалисты утверждают, что этот синдром — врожденный, и связывают его появление с особым устройством нервной системы. От просто подвижных и любознательных детей гиперактивных отличает неспособность сосредоточиться. Дети с всегда выбирают самые шумные игры, их руки постоянно в движении: они что-то рвут, мнут, ломают. Но активность и подвижность эта в основном бестолковая. Ребенок с СДВГ любопытен, но не любознателен. Он все видит, слушает, трогает, пробует, но приобретенные знания не превращаются в опыт.

— Такой стиль поведения сохраняется и в будущем?

В основном да. Школьники с СДВГ с трудом учатся читать и писать, не справляются с домашними заданиями, допускают массу ошибок и славятся неуправляемостью. Несмотря на общительность, с трудом уживаются в коллективе, действуют импульсивно, не признают авторитетов, поминутно устраивают ссоры и драки, но тут же идут на мировую. Они не способны таить обиду или вынашивать планы мести, но в запале драки теряют контроль и бывают неоправданно жестоки. Из-за этого к подростковому возрасту приобретают репутацию хулиганов или становятся постоянными пациентами психиатров.

— В чем же причины этой патологической непоседливости?

Изучая томографию работы мозга детей с СДВГ, ученые выяснили, что при выполнении задания на концентрацию внимания у «трудного» ребенка активизируются сразу несколько участков мозга, тогда как у обычных детей включается в работу лишь одна лобная доля правого полушария, ответственная за внимание. Работа мозга как бы рассеивается — это и есть дефицит внимания. Зато непоседа может часами сидеть перед телевизором или компьютером. Для фиксации внимания правому полушарию нужны сильные раздражители, поэтому гиперактивные подростки западают на динамичные экшены, компьютерные стрелялки, увлекаются рисковыми видами спорта, быстрее других приобретают вредные привычки. Характерно, что проблема в восемь раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Имеет значение и наследственность: в семье гиперактивного ребенка, как правило, есть близкий родственник с похожими особенностями поведения.

— Повлияла ли техногенная революция на массовую распространенность синдрома?

Однозначно. Компьютерные сети, мобильная и спутниковая связь, бытовая техника создают мощное электромагнитное поле, способное влиять на незрелые структуры головного мозга ребенка. С другой стороны, современная жизнь полна раздражителей, будоражащих детскую психику: герои мультфильмов сегодня не ходят, а носятся, чуть ли не с пеленок дети играют на компьютерах и планшетах, выходные проводят в ярких и шумных развлекательных центрах — повышенная нагрузка на нервную систему не проходит бесследно.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

Полезные советы